Фонари, удобные для глаз

15 апреля 2015 г.

Результаты нового исследования могут снизить риск столкновений птиц с самолетами, благодаря лучшей адаптации огней самолета и взлетно-посадочной полосы к зрительной системе птиц.

Столкновения птиц с самолетами составляют заметную проблему для авиации. В США ежегодно фиксируется около 700 млн. таких столкновений. Поэтому орнитологи Меган Допплер, Эстебан Фернандес-Хурисис, Брэдли Блэкуэлл, Тревис ДеВолт и провели свои опыты с заневоленными буроголовыми коровьими трупиалами (Molothrus ater).

Глаза птиц и человека отличаются по нескольким параметрам. В частности, ученые обнаружили, что синий свет с длиной волны 470 нм более заметен для глаз трупиалов, которые использовались в опытах. Оборудовав дистанционно-управляемую модель самолета огнями этого цвета, исследователи наблюдали за реакциями заневоленных птиц на движущиеся или стационарные огни, а также на огни мигающие или немигающие.


История столкновений птиц с самолетами началась вместе с появлением авиации

При неподвижном самолете реакция птиц была быстрее на включение огней, чем на их выключение. При приближении самолета с выключенными фонарями реакция птиц запаздывала по сравнению реакцией на самолет с включенными огнями.

«На предварительной стадии экспериментов нами было показано, что реакция птиц на появление транспортного средства может быть усилена за счет улучшения его видимости с помощью белых бортовых огней, - объясняет д-р Фернандес-Хурисис. – На данном этапе исследований нам было важно выяснить, какой цвет подсветки лучше всего усиливает реактивность у подопытного вида птиц, и выявить наличие индивидуальных особенностей реакции отдельных особей, и чем они вызваны. Кроме того, мы показали, что высокая скорость приближения судна к птицам лучше оценивается ими при пульсирующих огнях, что имеет практическое значение».   

Авторы статьи готовы дать практические рекомендации по проблеме в целом. Включение-выключение стационарных огней вдоль взлетных полос можно синхронизировать с продвижением самолета при рулежке, что привлекло бы внимание птиц к самолету еще до взлета. Бортовые огни самолета на рулежке могут быть выключены и включаться с началом разбега. Это явилось бы для птиц новым сигналом об изменении ситуации – появление быстро движущегося объекта.

В принципе эти рекомендации могут быть доработаны и применительно к стационарным объектам, опасным для птиц – высокие башни, ветряки и т.п. В любом случае, подбор огней под реактивность зрительной системы птиц можно рассматривать как продуктивный путь решения подобных проблем.

Ссылка на статью в журнале и реферат в сети: Megan S. Doppler, Bradley F. Blackwell, Travis L. DeVault, Esteban Fernández-Juricic. Cowbird responses to aircraft with lights tuned to their eyes: Implications for bird–aircraft collisions. The Condor, 2015; 117 (2): 165 DOI: 10.1650/CONDOR-14-157.1

Сообщение подготовлено по новостным материалам научно-популярного ресурса «ScienceDaily», выпуск от 9.04.2015.

Владимир ХАБАРОВ (Обнинск)